Свято-Успенский женский монастырь г. Краснослободска
В эпоху закрытия монастырей, в 1764 году Покровский Краснослободский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. Монахини Покровского монастыря переведены в пензенский Троицкий монастырь. Земли Покровского монастыря остались же за приходом Покровской церкви. Таким образом, существование женского монастыря в Краснослободске прекратилось.
Но город не мог жить без монастыря, тем более что вблизи женских монастырей не было. Ищущие безмятежной жизни и тихого пристанища ради спасения своей души снова стали собираться воедино. И вот через какие то 20 лет в Краснослободске снова является общество женщин, поставивших себе задачу жить по уставу монастыря. В роли благодетеля выступил Краснослободский купец Абрам Дмитриевич Муромцев.
Муромцев был человеком набожным и благочестивым, но вместе с тем очень богатым. Не известно по какому именно случаю Муромцев решился содержать за свой счет несколько престарелых вдов и девиц, давших себе обещание провести жизнь в молитвах и трудах. Он купил близ Владимирской церкви в городе Краснослободске деревянный флигель с надворными постройками, в которых и поместились десять стариц. Все содержание им шло от Муромцева. Между жителями Краснослободска приют стал называться "Богадельней Муромцева" или "Владимирская обитель". Но богадельни для души Муромцева было недостаточно. Его широкая натура требовала большего, и вот появилось желание основать женский монастырь.
В 1809 году, в Краснослободске, при посещении преосвященного владыки Пензенского и Саратовского Моисея, Муромцев обратился за благословением об учреждении монастыря.
Прежняя монастырская церковь, Покровская, имела приход, и взор Муромцева обратился на ветхую кладбищенскую церковь города Краснослободска - Петропавловскую.
Церковь эта стояла в северо-восточной части Краснослободска, на косогоре близ оврага-суходола. Здание церкви было ветхое. Эту-то церковь и решено было сделать монастырской, не отменяя значения церкви кладбищенской.
В 1809 году обитательницы Владимирской богодельни (....числом 19, а именно 15 девиц и 4 вдовицы) подали преосвященному Моисею прошение, чтоб им дозволено было вместо ветхой деревянной церкви построить на средства прихожан и добродетелей каменную. Церковь должна была быть трехпрестольная. Средний - в честь Успения Божией Матери, правый - во имя святых апостолов Петра и Павла, а левый - во имя преподобных печерских Антония и Феодосия. Так было положено возрождение монастыря. Но случилось непоправимое: город Краснослободск подвергся пожару, сгорела и церковь Петропавловская, вместе с ней сгорела и кладбищенская. И так для общины было назначено новое место - близ проезжей дороги из Краснослободска в Темников. Под общину и кладбище было отведено более двадцати десятин земли.
Строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря иеромонахом Геннадием положен первый камень монастыря. По прошению стариц преосвященный Моисей назначил в "начальницы" послушницу пензенского Троицкого монастыря Ольгу Иванову. Но новая настоятельница не смогла ужиться со старицами, и преосвященный Афанасий, занявший пензенскую кафедру после Моисея, перевел настоятельницу обратно в Пензу и взял обитель в свое ведение. Это случилось в 1812 году. Целых шесть лет строилась церковь. В 1816 году церковь была освящена Краснослободским протоиереем Фомою Меликовым.
Время шло, менялись епархии и уставы. Строитель - иеромонах Геннадий, принимавший деятельное участие в создании обители, попал в опалу и жил простым иеромонахом в нижнеломовском Казанском монастыре под особым надзором настоятеля. Старика Муромцева разбил и приковал к постели паралич. Начальником вместо архиерея был городничий. Тяжелые времена наступили для монастыря.
В 1823 году сестры Успенской обители обратились к преосвященному Амвросию (первому) с просьбой взять их в свое ведомство. После долгой переписки и дрязг попечительского совета и Синода, обитель в 1825 году поступила в ведение Церкви. Со времени вступления в управление пензенской епархией преосвященного Иринея, Краснослободская Успенская община вступает в новую фазу жизни.
В 1816 году были освящены три престола главной церкви. В 1817 году к этой церкви был назначен священник и прочие члены причта. В 1820-1822 годах была пристроена к холодной церкви теплая с двумя пределами - правый во имя Всемилостивого Спаса, и левый во имя Всех Святых. Всего у церкви стало пять престолов.
В 1821 году старик Абрам Дмитриевич Муромцев умер, и уже после него в 1822 году придельные храмы освящены были священником этой церкви Иоанном Ивановым, но в финансовом плане обитель замерла. Даже каменная ограда была приостановлена в строительстве. С некоторых сторон были просто прорыты канавы.
С поступлением в настоятельницы Надежды Никитиной-Шафрановской, обитель начинает строиться дальше. Докончена каменная ограда, построены два каменных корпуса (1834 и 1847 гг.). Четыре деревянных флигеля, скотный двор, деревянная гостиница для приходящих богомольцев, куплено девяносто десятин земли, на которых был построен хутор. При ней же, наконец-то, на радость сестер обители, община переименована в монастырь. Это было в 1861 году, при преосвященном епископе Пензенском Варлааме.
В 1861 году, 21 ноября (по старому стилю) монастырь торжественно открыт архимандритом саранского Петропавловского монастыря - Иоанном. Первой была пострижена в чин ангельского образа сама настоятельница монастыря Надежда Никитина с именем Олимпиады (21 ноября 1861 года), а затем (17 октября 1862 года) возведена в сан игумении. За ней были пострижены и другие старшие сестры. С ними была пострижена и дочь Абрама Дмитриевича Муромцева, Матрена Абрамовна с именем Серафимы. Нужно упомянуть это имя именно потому, что она подобно отцу принимала самое активное участие в судьбе обители. Наместницей игумении Олимпиады была игумения Фотиния. Она продолжила благоустройство монастыря в материальном и нравственном отношении.
Построенная Муромцевым церковь становится тесна. Само пространство, ограда не давало достаточного простора для построения новой церкви. Поэтому игумения Фотиния отодвинула западную стену монастыря на десять сажень дальше и заложила новый храм. Она же нашла возможным построить и украсить монастырь новыми зданиями, построила новую гостиницу и дом для священника, открыла училище для девочек - сирот духовного звания.
Пресс-служба Краснослободской Епархии