Семья - малая Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви
Институт семьи в вероучении Православной Церкви рассматривается как «домашняя церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви»[1]. Домашняя церковь – как маленькая частичка Христовой Церкви, один из членов Тела Христова, и это высокое определение предполагает надмирный, возвышенный образ отношений на всем протяжении земного бытия членов этой ячейки Церкви и общества. Церковь подчеркивает особую важность сохранения и всяческой поддержки института семьи, потому что именно здесь закладывается основа личности каждого человека, именно под влиянием родительского примера, их опыта человек, начинающий свой жизненный путь, формирует мировоззрение, систему ценностей, выбирает направление своей деятельности, в конечном итоге – определяется как личность и член человеческого общества. В связи с этим, центром семейной жизни, безусловно, нужно считать материнство и воспитание детей - как плод любви и общности людей, связавших себя узами брака.
Понимание чрезвычайной важности семьи имеется и в светском мировоззрении, что отражается и в традициях народа, и в государственном законодательстве, и в направлении многих государственных и общественных концепций и программ. Анализируя позицию гражданского общества, проекты и решения, рождающиеся в его среде, нельзя не отметить, что в большинстве своем они являются реакцией на негативные, разрушительные процессы, все более часто возникающие под влиянием общего обесценивания традиционных ценностей и секуляризма. Лекарственные средства появляются тогда, когда есть болезни, требующие лечения, подобным же образом обилие социальным программ свидетельствует о глубоком болезненном состоянии общества, падении и разрушении нравственных принципов и человеческой морали. Следовательно – реализация этих, безусловно нужных и полезных проектов не может мыслиться без возрождения нравственных, духовных принципов, которые являются иммунитетом, надежно защищающим общество от негативных тенденций, приводящих к его болезни и распаду.
Итак, говоря о проблемах семьи, в первую очередь, конечно, следует обратить внимание на основу брака – создание новой ячейки общества – вступление в брак. Апостол Павел в послании к Ефесянам проводит параллель в отношениях мужа и жены, сравнивая их с отношениями между Христом и Церковью, т.е. возвышает святость брака на уровень необыкновенно высоких духовных отношений: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 32-33). Свт. Иоанн Златоуст называет брак «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Таким образом, христианство с трепетом и благоговением обозначает брак как «таинство», тем самым указывая на высоту ответственности не только друг перед другом, но и перед Богом за хранение этого таинства и плоды, которые этот союз должен принести. В настоящее время приходится констатировать факт, что значение брака и его место в жизни общества предельно нивелировано, и все большую популярность приобретают так называемые «свободные отношения», «гражданский брак» без обязательств. И если главная ценность брака – в его нерасторжимости, верности и прочности, когда этот союз является гарантом защиты, взаимопомощи и взаимной любви, то теперь в этих новых формах человеческих отношений во главу угла ставится эфемерная «свобода» личности, на самом деле – просто уход от ответственности за свои отношения и поступки. Соответственно, из такой позиции происходят другие, более страшные плоды – это распад семей, брошенные дети, аборты, разрушенные судьбы и сломанные жизни. Каждая из этих проблем связана одна с другой неразрывной цепочкой, но в контексте настоящей попытки анализа этой проблемы хотелось бы рассмотреть каждую из них по отдельности, обратив внимание на статистику, законодательство, церковные и светские инициативы по каждой из этих проблем.
Семья, жизнь в семье. Разводы.
Заключение семейного союза во все времена истории человечества является основой социальной жизни людей. Поэтому исторически во всех государствах, имеющих законодательство, эта процедура четко прописана, законодательно закреплена и все формы брачных отношений отражены в соответствующих разделах гражданского права. В Российской Федерации нормами, регулирующими семейные отношения, являются нормы Семейного Кодекса. Рассматривая общую идеологию этого документа, можно отметить, что главным объектом регулирования в сфере брачных отношений в Кодексе является материальная часть, касающаяся правового статуса супругов и их материальной ответственности друг перед другом и перед детьми. При исследовании статистики разводов в Российской Федерации, неизбежно приходится сталкиваться с комментариями официальных источников, которые сами по себе не являются официальной статистикой, но очень интересны как индикатор состояния современного общества: «Времена, когда развод был редкостью и повсеместно осуждался, остались в далеком прошлом…», «…С каждым годом популярность зарегистрированного брака падает. Разница между количеством браков и разводов в России с каждым годом сокращается. В современном обществе в моде гражданский брак. Но многие люди не учитывают того, что гражданский брак не наделяет супругов практически никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу…»[2]. Секулярное общество, отрываясь от «устаревших» понятий о браке, как само собой разумеющееся явление позиционирует брак как некую форму материальных отношений, когда на первое и единственное место в иерархии ценностей выходит материальная ответственность супругов по отношению друг к другу и к детям. Этот факт стоит отметить как первую проблему современных браков, и то, что современное общество воспринимает такой взгляд на брак как норму говорит о том, что менталитет, формирующий вектор направления жизни современной молодежи принимает опасные формы, угрожающие существованию самого института семьи, и, как следствие – цивилизованного, позитивно функционирующего социума.
Следствием такого порочного менталитета, секулярного мышления, популяризации псевдо-свободных отношений становится увеличение числа распавшихся браков – разводов. Здесь уместно привести цифры статистики, полученные ВЦИОМ: «Статистика разводов в России в 2010 году – составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80%»[3]. Цифра – необыкновенно велика, т.е. в России распадается не просто большинство, а подавляющее большинство заключенных браков. Следующая цифра: «Продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в 2010 году составила около года»[4]. В довершение картины интересно взглянуть на причины разводов[5], также указанные в статистике, позволю себе сразу разделить эти цифры на 2 группы, не сознательно группируя, а расположив в порядке процентного убывания, технически отделяя двузначные цифры от однозначных: больший процент и меньший процент:
- Алкоголизм и наркомания - распад 41% браков.
- Отсутствие собственного жилья - 26% разводов.
- Вмешательство родственников в семейную жизнь - 14% разводов.
_______________________________________________________________________________
- Невозможность завести ребенка – 8% разводов.
- Длительное раздельное проживание – 6% разводов.
- Тюремное заключение – 2%.
- Длительная болезнь супруга – 1%.
Следует отметить, что статистика ВЦИОМ не приводит в качестве причин развода супружескую неверность, хотя очевидно, что эта причина часто является основанием для расторжения браков, и именно эту причину указывают в своих прошениях на имя правящих Архиереев те, кто желает вступить в повторный брак. Возможно, этот фактор в глазах респондентов ВЦИОМ не является основной причиной распада семьи, а лишь следствием и последней точкой уже разрушившихся брачных уз.
Анализируя эти две группы, можно заметить обобщающие признаки, и, если присмотреться к группе с меньшим процентным показателем, то можно увидеть, что здесь собраны причины, в большинстве своем объективные, и обозначенные в Церковном Брачном праве Православной Церкви как дающие право на прекращение брака. В то время как в верхней части статистики собрались факторы, свидетельствующие о морально-нравственном разложении личности: алкоголизм, наркомания – не нуждаются в пояснении, отсутствие собственного жилья – на мой взгляд, - фраза, призванная замаскировать действительные причины распада брака – отсутствие любви и ответственности, непонимание, привычка к свободной жизни, нежелание преодолевать трудности жизни совместно, к чему, собственно, и призван брак. Вмешательство родственников в семейную жизнь – этот фактор очень хорошо известен всем священникам, к которым обращаются люди в ситуации кризиса семейной жизни, когда родители передают своим детям собственный негативный опыт, еще более прививая последующим поколениям понятия об эфемерном «семейном счастье», замешанном на эгоизме, которого они так и не сумели построить, разрушив собственные семьи, и которое пытаются построить на тех же принципах в жизни своих детей, что в итоге заканчивается таким же результатом.
Таким образом, истинной причиной разводов, количество которых переросло уже в пугающие цифры, можно назвать бездуховность и секулярное мышление, в котором главное место в жизни человека занимает его материальное бытие и благополучие. Следовательно, и программы профилактики разводов должны быть направлены на создание прочного духовного и нравственного фундамента семьи и брака. Что касается государственной семейной политики, то, в целом, она имеет конкретное направление, касающееся повышения уровня жизни семьи, что позволяет снять часть проблем: «семейная политика в современной России представляет собой целостную систему принципов, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи»[6], однако, как показывает практика, несмотря на эти меры, число распавшихся семей продолжает неуклонно расти, что еще раз подтверждает, что материальная составляющая является не самым главным фактором благополучного существования брака, который зиждется все-таки на глубоких личностных отношениях супругов и членов семьи. Эта идея имеется в содержании политики общественных организаций, работающих в сфере психологической помощи супругам, в настоящее время получила широкое распространение служба семейных психологов, которые во многих случаях помогают решить некоторые внутренние проблемы и сохранить брак.
Православная Церковь, со своей стороны, прилагает большие усилия в области профилактики разводов и укреплению института семьи и брака. Во всех, наверное, без исключения епархиях существуют на базе епархиальных отделов Социального служения и Благотворительности специалисты, работающие с молодыми парами, желающими вступить в брак. Организованы фонды социальной направленности, активно помогающие семьям решить возникающие трудности, со своей структурой психологической помощи, в которой работают православные психологи, открываются горячие линии комплексной помощи семьям. В качестве примера такой организации можно привести центр «Православная семья», в котором аккумулированы самые различные направления деятельности, начиная с молодежного клуба, где молодые люди находят свой круг общения, принимают участие в работе секций и творческих мастерских, телефон доверия, семейная школа, - все это направлено на создание прочной нравственной основы в сознании молодых людей и поддержания уже созданных семей. Хорошей тенденцией стала практика проведения обязательных серийных бесед со священником пар, готовящихся вступить в брак, и желающих совершить Таинство Венчания. В качестве примера можно привести практику новообразованной нашей Краснослободской и Темниковской епархии, которая состоит из небольших районных центров и сел. ЗАГСы существуют в районных центрах, и, как правило, со всеми из них налажен контакт местного благочинного и священнослужителей близлижащих сел, которые благодаря такому контакту, имеют возможность общаться с молодыми парами, а то, что священники являются жителями этих сел, т.е. попросту говоря – односельчанами этих молодых людей, позволяет вести максимально эффективную и доверительную работу. Этому уже есть свои плоды. Случаи распада молодых венчанных пар, когда супруги не живут вместе и года – единичны, в то время как общая статистика сообщает цифру 15% (см. выше).
Демография, проблемы рождаемости, аборты.
Говоря о проблемах семьи, невозможно обойти стороной проблему демографии, т.к. рождение детей – это плод семейной жизни, ее центр и сущность. Статистика демографической ситуации в России в последние годы представляла собой весьма печальную картину:
«За последние девятнадцать лет (1992–2010) естественная убыль населения России — составила 13,1 млн. человек; положительный миграционный обмен (т. е. компенсация естественной убыли за счет миграционного прироста) составил 6,4 млн. человек. В результате за указанный период российское население сократилось на 6,7 млн. человек и продолжает сокращаться дальше… Иными словами, за последние 19 лет Россия безвозвратно потеряла 4,5% своего первоначального населения. Подчеркнем, что в данном случае имеются в виду демографические потери с учетом «компенсирующей миграции». Чистая же убыль российского населения, без учета миграционных вливаний, за тот же период составила 8,8%... Важно отметить, что, несмотря на беспрецедентное по своим масштабам сокращение численности населения, разрушительная демографическая инерция только набирает силу. По наиболее вероятному варианту последнего прогноза ООН при дальнейшем развитии депопуляционных процессов население России к середине ХХI века может сократиться до 108,9 млн. или почти на 33 млн. человек… Согласно расчетам отечественных исследователей, численность населения к середине ХХI века может сократиться до 71,4 — 90,6 млн. или на 51 — 70,5 млн. человек.»[7]. Эти наблюдения и расчеты касаются лишь естественной смертности и рождаемости, вот что говорит статистика о числе абортов, производимых на фоне такой катастрофической демографической ситуации: «К сожалению, наша страна — лидер по прерыванию беременностей. Только за период с 1992 по 2010 гг., не успев родиться, в России погибли 40,5 млн детей. Стоит заметить, что речь идет о далеко неполных данных официальной статистики, в которую почти не входят аборты, совершаемые в частных клиниках и прерывания беременности с помощью фармакологических препаратов (т. н. медикаментозные аборты). Если учитывать все аборты, то их конечная цифра, по нашим оценкам, составит не менее 80 миллионов»[8]. «Оценивая суммарные масштабы абортивной практики, сошлемся на подсчеты В. А. Башлачева, из которых следует, что демографические потери от абортов в 1960-80-е гг. нанесли России в 2,5 раза больше ущерба, чем Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная войны вместе взятые. В поддержку данного вывода автором приводится цифра 90 млн., отражающая, по мнению В. А. Башлачева, число прерываний беременности за указанный период»[9]. Анализируя данные статистики, например, взяв статистику данных по совершению абортов в России с 1992 по 2005 годы видно, что за этот период количество прерываний беременности сократилось более чем в два раза (в 1992 г. - 4837,7 тыс., в 2005 - 1732,3 тыс)[10]. В то же время, несмотря на это, цифра 1732300 жизней - очень впечатляет. Еще более угрожающе выглядит эта статистика в сопоставлении с числом рожденных детей в этот период: указанная цифра, несмотря на ее относительно низкое значение по сравнению с данными предыдущих лет, превысила число рождений в том же 2005 году почти на 275 тыс. или в 1,2 раза. Получается, что на 100 рождений в 2005 г. приходился 121 аборт. Формулируя проблему иными словами, мы вынуждены констатировать, что более половины (54,3%) всех российских беременностей в 2005 г. закончились искусственным прерыванием. Если же исходить из независимых экспертных оценок, которые даны выше и содержат более приближенный к реальности учет данных операций в негосударственных клиниках, то превышение числа неродившихся в результате аборта над живорождениями только в 2005 г. составляет от 768 до 2268 тыс[11].
Как уже неоднократно говорилось выше, при исследовании других социальных проблем, конечно, главная причина такого бедственного положения нашего общества – тотальное разрушение морально-нравственных устоев, и материализация мировоззрения. Вместе с тем, в странах Европы, где «постхристианская эпоха» уже практически официально празднует свое пришествие, и материализм также уже является главной идеологией, ситуация – иная. К сожалению, причины такого положения также не могут утешить. В данном случае фактором, сдерживающим число искусственных прерываний беременности является «половая просвещенность» и всеобщая популярность контрацепции, но никак не семейные ценности или нравственные позиции. В связи с этим, некоторые исследователи сетуют на отсутствие в России контрацептивной культуры и, рассматривая методы, препятствующие зачатию в качестве альтернативы аборту, настаивают на активном обучении россиян навыкам противозачаточных мероприятий. Однако, нельзя закрыть глаза на то, что «замещение высокого числа абортов исключительно распространением контрацептивной практики на фоне глубокого демографического кризиса, наблюдаемого сегодня в России, грозит, еще большим его усугублением и обострением депопуляционных тенденций. Использование контрацептивных средств, по самой своей сути противоречит задаче преодоления депопуляции и способно лишь содействовать дальнейшему развитию последней»[12]. Каждый трезвомыслящий человек, если он любит свою страну и свой народ, анализируя эти неутешительные цифры, безусловно моет констатировать, что подлинной, эффективной профилактикой абортов может стать лишь активная, всесторонняя демографическая политика, направленная на повышение потребности в детях и возвышении роли семьи в жизни общества.
Государственная политика в области демографии является одной из приоритетных в настоящее время, реализуется в виде национального проекта Демография, Концепция которого была принята 9 октября 2007 года. Проект включает в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. Кроме того, создаются благотворительные фонды в поддержку материнства и детства. С сожалением приходится констатировать факт, что эти социальные программы не сопровождаются противодействием морально-нравственному разложению общества, основная идеология которого все более концентрируется на идеале земных благ, и образ деловой женщины на телеэкране, в СМИ, в современной литературе все более вытесняет образ матери, и часто приходится слушать от женщин, что им хочется пожить «для себя», и эта мысль активно приветствуется большинством, как положительная и успешная модель для жизни современного человека.
Православная Церковь занимает твердую принципиальную позицию, что любая социальная программа в первую очередь должна быть основана на фундаменте незыблемых нравственных ценностей. За годы новейшей истории нашего государства Церковь выработала и продолжает вырабатывать множество программ, призванных оздоровить общественное сознание и вернуть его на рельсы традиционных ценностей, главной из которых является семья. Что касается проблемы демографии и профилактики абортов, то существует множество известных организаций и фондов, таких как медико-просветительский центр «Жизнь», благотворительный фонд свт. Василия Великого, фонд «Русская береза», и многие другие, которые занимаются всецелой поддержкой материнства, семьи и ведут активную деятельность по профилактике абортов. Они достаточно известны, и их деятельность широко освещена в церковных и светских СМИ. В качестве иллюстрации успешных местных проектов можно привести проект нашей Краснослободской епархии, начатый в рамках демографической программы поддержки семьи, материнства и детства «Жизнь – священный дар», разработанной общественным фондом «Покров», действующим в Пензенской области, но активно сотрудничающим с большинством православных фондов и несколькими епархиями, которые также включились в эту программу. В этом проекте есть удачно спланированные и реализованные компоненты: введение доабортного психологического консультирования в женских консультациях, проведение профилактических мероприятий в учебных заведениях, направленных на возрождение семейных ценностей, проведение масштабных акций среди молодежи, направленных на актуализацию проблемы и формирование четкой позиции общества по отношению к убийству нерожденных детей и формирование традиционных семейных ценностей, распространение противоабортной литературы, буклетов, размещение плакатов, организация тематических выставок, организация «Службы доверия для беременных» женщин. Конечно, в полном объеме силами нашего, недавно организованного отдела Социального служения и Благотворительности мы реализовать все эти проекты пока не можем, но некоторые компоненты уже активно внедрены. Демографическая ситуация на территории Мордовии, и Краснослободской епархии, в частности, несколько лучше, чем в целом по России. Например, в Краснослободском районе в 2010 году было 206 родов и 56 прерываний, в 2011 году – 199 родов и 35 прерываний. Во всех районных больницах статистические данные свидетельствуют о снижении числа абортов, однако, проблема все равно остается острой. Поэтому включение епархии именно в эту социальную программу рассматривается нами как приоритетно важное и необходимое решение. В крупных районных центрах нашей епархии имеются районные больницы с перинатальными центрами и гинекологическими отделениями, где происходят роды, а также совершаются и искусственные прерывания беременности. В каждое из этих лечебных учреждений были введены сотрудники епархиального отдела Социального служения и Благотворительности, ведущие прием параллельно со специалистами женской консультации, которые предлагают женщинам, особенно в случаях намерения прерывания беременности, посетить православного психолога. Специалисты отдела проходят обучение на специализированных курсах фонда «Покров», где обучаются тонкостям этой работы. Фонд Василия Великого выделил для нашей епархии, в рамках проекта «Живи, малыш!» два видеомонитора, запрограммированных на демонстрацию видеоряда, посвященного радости материнства. Эти мониторы установлены в залах ожидания приема в женских консультациях. Конечно, еще рано говорить о каких-либо плодах этой деятельности, но пока для нас главным положительным фактором в реализации этого проекта явилось понимание со стороны медперсонала и активная помощь с их стороны сотрудникам епархиального Социального отдела. Потому что, как показывает практика, именно мнение медперсонала в большинстве случаев играет решающую роль в судьбе еще не появившегося на свет маленького человека.
Таким образом, рассмотрев проблемы материнства, семьи, демографии, в свете статистических данных, в свете государственных, общественных и церковных проектов, можно отметить, что только лишь в тесном сотрудничестве всех этих сил возможно достижение успеха в преодолении этих негативных процессов, болезней нашего общества. Очевидно, что исключительно материальная поддержка семей и матерей не способна сохранить институт семьи, равно как и справиться с миллионами детоубийств, совершающихся ежегодно. Необходимо большее – возрождение образа Божия в человеке, необходимо преобразование самих принципов социальной работы, в которых основой должна стать любовь к человеку, забота о его нравственности, возрождение деятельного, жертвенного служения ближним.
[1] Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
[2] http://sp-russia.ru/multimedia/articles/30-social-problems/218-divorces-analysis «Причины разводов: исследования»
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[7] http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1926 «Демографическая ситуация в России в 1992—2010 гг. Два десятилетия депопуляции»
[8] Там же.
[9] http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23&idArt=904 «Аборты в России: история, последствия, альтернативы»
[10] Там же
[11] Там же
[12] http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23&idArt=904 «Аборты в России: история, последствия, альтернативы»