Яблочный спас
Преображение Господне один из самых любимых в народе Праздников. В этом можно было убедиться, заглянув на Всенощное бдение и Божественную Литургию в Успенский храм города Темникова. Воистину на яблочный Спас в храме «яблоку негде было упасть».
Яблочный спас - народное название церковного праздника Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь отмечает событие Преображения Христа, произошедшее перед Его учениками на горе Фавор. Именно тогда Христос впервые явил ученикам Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".
Господь сказал: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:27-31).
Согласно Евангелию, Иисус открыл своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и на третий день воскреснуть. Через несколько дней после этих слов Христос возвел трех апостолов - Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними. "Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет", - говорится в Евангелии от Матфея.
Два ветхозаветных пророка Моисей и Илия явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Эти слова были обращены не только к апостолам, но ко всем нам.
На Преображение в храме собралось много верующих с яблоками и другими созревшими дарами природы. По традиции в этот день после Божественной Литургии освящаются дары земные. А само изобилие плодов говорит нам о сладости и радости, о богатстве и красоте будущего и грядущего Царства, которому не будет конца. И даже фрукты в сей день – источник мыслей для радостного и сладкого богословия. Ведь о Царе прикровенно сказано: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3).
Отец Иоанн в этот день облачился в белые одеяния, символизирующие божественный свет. Лица прихожан с корзиночками и узелками с райскими яблочками светились радостью. Сегодня можно ими разговеться.
Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.
Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть связь с обновлением твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.
В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо!
Отец Иоанн пожелал своим духовным чадам, чтобы не только сегодняшний праздник, но каждый день христианина освящался и преображался молитвой для достижения Царствия Небесного.