Епископ Краснослободский и Темниковский Климент ответил на вопросы журналиста Елены Кошелевой «О человеческом счастье»
Эпиграф:
«Если же у того, что мы делаем, существует некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все цели мы избираем ради иной цели (ибо так мы уйдем в бесконечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно, что цель эта есть собственно благо, т е. наивысшее благо (счастье). Разве познание его не имеет огромного влияния на образ жизни? И словно стрелки, видя мишень перед собою, разве не вернее достигнем мы должного?»
Аристотель «Никомахова этика».
Обращение Владыки. Счастье.
Дорогие земляки, все мы находимся на одной планете в одной стране и в одном городе. Все мы хотим и желаем по большому счёту одного и того же – счастья. За разъяснением о том, что же такое «счастье», мы обратились к Епископу Краснослободскому и Темниковскому Владыке Клименту.
------ Владыко здравствуйте.
------ Добрый день.
------ Что же такое человеческое счастье?
------ Дорогие земляки, дело в том, что на этот вопрос дал обстоятельный и аргументированный ответ ещё Аристотель в своём труде: «Никомахова этика», и звучит он следующим образом: «Счастье, - это высшее и самое прекрасное [благо], доставляющее величайшее удовольствие; счастье - это деятельность души в полноте добродетели». Вот так, повторюсь ещё за долго до Рождества Христова мудрейшими людьми, населяющими нашу планету была выверена и логически обоснована формула человеческого счастья. Как мы видим, основой счастья является «полнота добродетели». А, применительно к нашему времени, определение «счастья» может звучать так: Счастье – это острое переживание полноты бытия.
------ Владыко, а что значит «полнота добродетели»? Или «полнота бытия»?
------ Надеюсь, что всем нашим читателям хорошо известно, что значит «добродетель». Слово говорит само за себя: добро делать. Т.е. хорошие – добрые свойства человеческой души или, если угодно, характера и, происходящие из этого душевного состояния, привычки, наклонности, поступки и будут являться добродетелями. Противоположные им свойства и привычки называются пороками. Вся совокупность таких хороших наклонностей, привычек, поступков и будет являться полнотой добродетели.
------ А как узнать, хорошие это свойства и наклонности или плохие?
------ Если они идут на пользу душе, наполняя её радостью, то хорошие, а если нет, то плохие.
------ Не могли бы Вы привести пример?
------ Из житейского опыта всем хорошо известно, что, когда, кто-либо из нас, бескорыстно, - «в ущерб себе», - оказывает благодеяние другому человеку, т.е. совершает доброе дело, ведущее к благу (пользе другого человека) то сердце при этом наполняется радостью. При этом, жизнь, в человеческом ощущении, приобретает полноту, так как расширяется до не имеющих границ интересов других людей. А, дела и поступки иного характера, приносящие нам очевидную материальную выгоду, в ущерб интересам других людей, при всей своей привлекательности вселяют в сердце беспокойство и тревогу. Восприятие жизни суживается при этом до границ «личного интереса». Из этого не трудно сделать следующий вывод: «переживание полноты бытия» неизменно сопряжено с чувством любви. Так как понятно, что только любовь, - активное желание блага другому лицу в ущерб личным интересам - может заставить человека совершать бескорыстные поступки.
------ Т.е. «полнота добродетелей» и «полнота бытия» будет проявляться и переживаться, как любовь?
------ Да.
------ А почему люди несчастливы?
------ Виной этому грех. Напомню, что слово «грех» греческого происхождения и звучит, как "hamartia"- буквально промах, попадание мимо цели. Таким образом, если цель нашей жизни – быть счастливыми людьми, то причина, по которой этого не происходит та, что мы расставляем жизненные приоритеты и совершаем поступки, не ведущие к этой цели, а уводящие нас в прямо противоположное направление к горю и несчастью. Эти поступки называются грехами (промахами), а причина их – страсти, наши душевные силы, которые мы используем не по назначению, т.е., промахиваемся мимо цели. А цель, как я уже упомянул, быть счастливыми людьми.
------ Что мешает людям исправить ситуацию?
------ Невежество и слабость - дефект воли.
------ Как же так, Владыко, ведь у нас в стране нет неграмотных людей, и по статистике половина взрослого населения с высшим образованием и все вроде бы свободны в выборе своих желаний.
----- Образование здесь не причём. А, так называемый, «выбор» - это одна иллюзия. Если мы вспомним высказывание древнегреческого мыслителя Платона о том, что: «ложь – это укоренившееся в душе невежество, свойственное человеку, введённому в заблуждение», всё станет понятно.
------ Т.е причина невежества нашего народа и, как следствие несчастной жизни, состоит в том, что он находится под воздействием лжи?
------ Причём вводят его в заблуждение целенаправленно, последовательно и поистине с дьявольским цинизмом. Напомню, что отец лжи – дьявол. Разве вы не видите, чем нас пичкают с экранов телевизоров, как оболванивают население, как развращают нашу молодёжь?
------ Что же делать?
------ Бороться с ложью. Бороться с дьяволом в своей душе, в своём сердце. О чём и говорил наш великий писатель Ф.Достоевский: дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Собственно говоря, христианин – это воин, ежедневно вступающий в схватку с дьяволом за свободу, за жизнь, за свою душу. Помните, как у Гёте в Фаусте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой». Очищая, с Божьей помощью, своё сердце от дьявольского воздействия, Христианин становится способен «видеть Бога», т.е. испытывать реальное общение с Творцом вселенной. Следствием такого общения становится способность сердца любить и переживается, как состояние счастья. По сути, христианин – это человек «обречённый» на то, чтобы быть счастливым. Но дьявол ненавидит счастливых людей. Он искусный противник. Именно поэтому, сегодня многое делается, чтобы дискредитировать и Церковь и христианство. Понятно, что все, кто, так или иначе, участвует в этом процессе, являются прямыми проводниками дьявольской воли. Так как очевидно, что одержать победу человеку в борьбе с дьяволом один на один невозможно, будь он семи пядей во лбу и с десятью высшими образованиями. И, естественно, что единственный Кто ему может в этой борьбе помочь – Господь наш Иисус Христос. А потому, делается всё, для того, чтобы люди не прибегали к этой помощи, полагаясь на эфемерную «силу» своего одурманенного разума и наивно уповая на свою развращённую пороком «свободную» волю.
----- Спасибо Владыко.
Беседу вела журналист Елена Кошелева.