Беседа с Преосвященным Климентом накануне празднования 70-летия Дня Победы
Всякий раз, Дню Победы предшествует Пасха – главный Праздник православных христиан. В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. И в преддверии этих торжеств с рядом вопросов мы обратились к Преосвященному Клименту, епископу Краснослободскому и Темниковскому.
– Владыка, недавно все православные христиане нашей страны отмечали Пасху, Светлое Воскресение Христово. По своей значимости этому Празднику нет равных, не случайно он именуется Праздником праздников и Торжеством из торжеств.
– И понятно почему, Пасха – это событие Вселенского масштаба, коснувшееся абсолютно всех людей, которые жили, живут или будут жить на Земле. Все люди получили возможность посредством духовного общения с Господом Иисусом Христом восстановить, разорванные грехом, взаимоотношения с Богом. Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что без такой возможности День Победы, для нашего народа, был бы невероятен.
– Владыка, но ведь Советский Союз был государством «воинствующего атеизма», и население страны не очень-то этой идеологи противилось.
– Да, до того момента, как началась война.
– Неужели все в одночасье стали религиозно-верующими людьми?
– Не все, но очень многие жители СССР ощутили реальную связь с Богом, поскольку стали обращаться в молитвах к Нему за помощью, а это и называется «религией».
– Неужели для того, чтобы убедиться в реальной возможности связи с Богом, нужно каждый раз претерпевать ужасы войны?
– «Рупор страданий» требуется тогда, когда люди престают слушать голоса совести и прислушиваться к «шёпоту» Божественной любви.
– Иными словами, Великая Отечественная война была обусловлена не политическими, а духовными причинами?
– Вне всякого сомнения.
– А почему же тогда произошла революция 17 года, с последующими ужасами гражданской войны, Россия же была 100% верующей страной?
– До революции в России была точно такая же, как сейчас, а, пожалуй, ещё более удручающая картина. Люди крестились в силу традиции, плохо понимали, что происходит, ничего не собирались менять в своей жизни, и продолжали в быту руководствоваться лишь сиюминутными выгодами.
– Владыка, как же так, ведь Православие пользовалось поддержкой правительства, это была государственная религия страны.
– Да лучше бы не пользовалось. Ситуация, при которой тебя заставляют быть христианином, приводит к катастрофическим последствиям. Собственно говоря, переворот 17 года, яркое тому подтверждение. Если бы, все крещёные люди в России, были христианами не по названию, а по сути, то у кучки мерзавцев, захвативших власть просто не хватило бы сотрудников, для реализации своих сатанинских планов. Да они никогда бы и не смогли эту власть захватить. А так, среди русского крещёного населения, у них нашлось много помощников.
– Владыка, а как же такие понятия, как: «Святая Русь», «благочестивые предки», это что, пустые метафоры?
– Ну, от чего же, «Святая Русь», как идея, доминировала в сознании у русских людей. Но это было сознание, так сказать, второго плана, некое представление об идеале – святости, которое в условиях Земного бытия достигается одними лишь праведниками. Для всех же остальных – грешников, к которым себя справедливо относило всё христианское население страны, нужно было действовать сообразно с реальной действительностью, которая порой «вынуждала» совершать поступки весьма далёкие от понятия «праведности».
Соответственно, и с «благочестием» такая же история. Популярна была его внешняя форма, выражающаяся в открытом Богопочитании: посещении храма, участия в церковных праздниках, поклонения святыням. Но, на бытовом уровне, дальше соблюдения элементарных норм морали и то, поддерживаемых силой традиций крестьянской общины, дело не шло. А человек, активно не стремящейся к свету – Богу, остаётся в кромешной тьме. Так что свет Христов, который «просвещает всех», мало кого в царской России просветил. Как следствие, со стороны крестьянства тотальное невежество, безумное стремление по «шариковски»: всё поделить; со стороны интеллигенции – увлечение безрассудными идеями либерализма; а со стороны аристократии – нежелание расставаться со своими привилегиями, что-либо менять для облегчения жизни народа.
Как естественный итог долгого пребывания во тьме, стало желание осчастливить свою жизнь, путём политических преобразований, «вычеркнув» Бога из своего бытия, и проигнорировав слова Священного Писания: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим.13:1).
– Значит, и переворот 17 года, так же обусловлен духовными причинами?
– Вы ещё в этом сомневаетесь?
– Владыка, от Ваших слов, становится как-то не по себе, ведь у нас сейчас в стране похожая ситуация.
– Ну что же, если мы не хотим вступать в общение с Богом добровольно, на основе любви, и не слушаем голоса совести, надо ожидать того, что Он обратится к нам через «рупор страданий».
– Неужели Бог так жесток?
– Нет, Он просто знает, какая незавидная участь нас ждёт после смерти, если мы не научимся любить Его при жизни. Потому и делает всё, чтобы мы добровольно, ещё здесь на Земле, захотели восстановить, прерванные с Ним отношения. Когда же мы не реагируем на все Его призывы, тогда Он, посредством внешних причин (например: серьёзное заболевание, если речь идёт об одном человеке, или «санкции», если речь идёт о целом народе), подталкивает нас к такому стремлению. Думаю, никому не хочется, чтобы следующий «толчок» для нашего народа, был таким же, как в 1941г.
– Владыка, мы затронули тему, которая волнует множество людей в нашей стране. Тему предсказаний о грядущих событиях. Не могли бы Вы высказать Вашу точку зрения на этот вопрос?
– Знаете, я довольно скептически отношусь ко всякого рода «предсказаниям старцев» и прогнозам на будущее, известных, малоизвестных, или совсем неизвестных «специалистов». Основанием для такой позиции, служит Священное Писание, где содержатся примеры, когда уже, обещанные Богом через пророков – подчёркиваю, через настоящих пророков – трагические события, не осуществлялись только потому, что люди, в адрес которых были сделаны предсказания, через покаяние изменяли свою жизнь (4 Цар.20; Иона).
Но с другой стороны, всякий здравомыслящий человек, хорошо знающий историческое прошлое нашей страны, умеющий думать, сопоставлять и анализировать не может не обратить внимания на следующую закономерность.
С момента воцарения безбожной власти, до начала Отечественной войны, прошло порядка 25 лет – время необходимое для смены одного поколения другим. То есть, Бог дал народу вкусить всю «прелесть», богооставленности, ожидая покаяния от повзрослевших людей. Этого не случилось, а подросшее поколение пионеров и комсомольцев, было воспитано в духе атеизма. Как следствие, новый «толчок» – война. Во время и сразу, после войны, наблюдался всплеск религиозной активности населения, пока не началась Хрущёвская антирелигиозная компания, успешно продолжавшаяся вплоть до 80-х. Так что к моменту начала «перестройки» религиозная жизнь была на грани вымирания. И тут очередной «толчок» – «перестройка». Бандитский передел собственности, при котором погибло большое число молодых людей, развал страны, разрушение народного хозяйства, по своим последствиям сопоставимого с ущербом от военных действий. Но зато вновь всплеск религиозной активности – открываются храмы, люди начинают интересоваться христианством, церковью, участвовать в богослужениях.
Сейчас медленно, но общая духовная атмосфера в стране меняется, несмотря на все попытки недругов России дискредитировать Церковь в глазах общественности. И теперь, дорогие мои, думаю для каждого из вас понятно, что будущее нашей страны зависит не от «предсказания старцев»; не от прогнозов доморощенных «специалистов»; не от того, какое решение по тому, или иному вопросу примут люди, стоящие во главе государства, а от того, насколько каждый крестившийся человек, в нашей стране, будет соответствовать званию христианина.
Божие благословение да пребывает со всеми вами.