Церковное богослужение и молитва
Иеродиакон Филарет (Иванцов)
Молитва - призывание Бога и беседа с Ним. Общение прародителей с Богом установлено еще в раю. В книге Битие ясно говорится о том, что Творец беседовал с Адамом в дуновении ветерка в полдень, знаем и о прямой речи между Богом первочеловеком после падения. После греха Господь дал человеку обетование, что придет Спаситель мира, Который родится от Девы, победит дьявола и спасёт людей, но для этого Сам должен будет пострадать. Это обетование, или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верой и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Жертва была прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, то есть Своею пречистой кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая. И ветхозаветные люди стали приносить жертвы во обетование Спасителя, но со умножением беззакония эти жертвы перестали умилостивлять Бога и чтобы не погибло человечество Бог -Отец послал Своего Единородного Сына для умилостивления Его. Наши предки молились чтобы Господь удостоил их увидеть Спасителя мира и были услышаны - Он пришел, понес всю тяжесть грехов всего мира, пригвоздил их ко кресту и дал человечеству шанс войти в Царствие Божие.
На кануне Крестных Страданий Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (апостолами) дал им, а лице их и нам, Таинство Евхаристии - возможность соединяться со Христом принятием Его Пречистых Тела и Крови. Апостол Павел свидетельствует: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: "примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чашу после вечери, и сказал: "сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание, Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет - 1 Кор. 11, 23-26. Эти строки из Нового Завета повествуют нам не только об установлении Таинства, о заповеди совершать его, но и о том, что Христос в молитве обращался к Отцу преломляя хлеб и вознося чашу после вечери. Не раз Сын Человеческий обращается в молитве к Богу - Отцу и это видно из благовествований Евангелистов, а особо в Его первосвященнической молитве в которой Он молится об апостолах и всех верующих - о будущей Церкви Божией.
Спаситель дает нам пример молитвы к Богу: " Бдите и молитесь, да не внидите в напасть"(Мф 26:41) и Апостол пишет: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите". Следуя призыву Господа, первые христиане совершали агапы - вечери любви, пребывая в общении, в чтении слова Божия, молитве и преломлении хлеба. Эти собрания верующих дошли до нас в виде сегодняшних богослужений. Митрополит Вениамин (Федченков) пишет:...Церковь составила для нас различные богослужения, которые помогают или могут помогать и сердечной молитве.
Все церковные молитвословия составлены не только для славословия Бога и святых, но и чтобы возбудить в человеке покаянные чувства, являются некой точкой отправления от прежней греховной жизни. Слышит человек в песнопениях о страданиях святых мучеников. о подвигах святителей, преподобных и праведных, о блаженных и Христа ради юродивых,
о просиявших в сонме Новомучеников и Исповедников Русской Церкви и побуждаем бывает на молитву. Эта молитва не редко составляет всего несколько фраз, зато от всего сердца. Затем она крепнет разгорается все более и более и становится стенанием сердечного покаяния, потом славословием и благодарением.