Лента последних материалов

О Таинстве Исповеди

Многие прихожане Успенского храма города Темникова, приходя на Божественную Литургию и дерзая приступать к Причастию, не понимают смысла сего Великого Таинства и не знают как к нему готовиться.

2

Настоятель храма, митрофорный протоиерей Иоанн Семин, всегда говорит, что перед Причастием Святых Христовых Тайн обязательно должна быть исповедь и личное покаяние.

Исповедь в Успенском храме совершается утром, перед началом Божественной Литургии, или, иногда, во время её, также исповедь совершается и накануне вечером, во время вечернего богослужения. Желательно заранее узнать о времени совершения исповеди, а если Вы готовитесь к первой в своей жизни исповеди, то лучше всего договориться о времени со священником, потому что для такой исповеди требуется больше времени, чем то, которым обычно располагают священники и исповедующиеся во время богослужения.

3

На исповедь приходят те, кто соответствующим образом подготовился (говел) и желает причаститься Святых Христовых Таин; но можно исповедоваться не причащаясь. Священник вначале читает общие молитвы, а затем исповедует отдельно каждого из пришедших. Нужно помнить, что в Таинстве Покаяния мы каемся в своих грехах Самому невидимо присутствующему при совершении этого Таинства Богу; священник же является лишь свидетелем нашего покаяния.

Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на исповеди не следует, поскольку после покаяния они становятся "якоже не бывшие". Но если с момента предыдущей исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, но потом вспомнились.

Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению. Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего. Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник "вынужден" был совершить грех. Иначе исповедь, вместо чистосердечного признания в собственной греховности, обратится в фарисейское самооправдание.

4

Надо учиться исповедоваться так, чтобы покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связано преуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, "все же так живут". Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.

Нельзя из ложного стыда или застенчивости скрывать на исповеди какие-то постыдные грехи, иначе это утаивание сделает отпущение остальных грехов неполноценным. Следовательно, причастие Тела и Крови Христовых после такой исповеди будет в "суд и осуждение".

По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью (часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом (об этом нам напоминает Евангелие и крест, лежащие на аналое), снова становится невинным и освященным, как после крещения. 

Прощение, в действительности, есть примирение человека с Богом, восстановление естественной связи, соединяя тварь со своим Творцом, которая нарушается при совершении греха.

5

После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое крест и Евангелие и взять благословение у священника (сложив руки перед собой ладонями вверх, поклониться ему и, после того как священник перекрестит вас, поцеловать ему руку).

Святитель Феофан Затворник пишет: «Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет. 

рааар

При желании все осознанные грехи можно записать, чтобы во время совершения таинства покаяния ничего не забыть. Но принести на исповедь надо не просто список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце, желание изменить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению».

В дни Рождественского поста будем внимательны к себе, дабы очистить душу покаянием от грязи греховной и достойно встретить Праздник Рождения в мир Спасителя.

Да дарует нам Господь почувствовать милость Свою и осознать, какую полноту спасения, исцеления Он дарует нам, хоть мы недостойные и грешные – и мы будем славить Его во веки веков!

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2