Лента последних материалов

Ещё раз о курении

Ещё раз о курении

Порок.

C тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

Является ли курение пороком? Иными словами, предосудительно ли оно само по себе в силу совершаемого действия? Для современных людей, это перестало быть очевидным. «Порок – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращенье, искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни». Порок всегда связан с этикой, т.е. нравственной оценкой действий человека. Нравственность присуща только людям и вытекает из их свободы самоопределения по отношению к добру и злу. Понятие добра и зла определяется целью, которую человек хочет достичь. Поступки, приближающие его к цели – добро, удаляющие от неё – зло.

Цель.

В этом мире ты мудрым слывешь? Ну и что?

Всем пример и совет подаешь? Ну и что?

До ста лет ты намерен прожить? Допускаю,

Может быть, до двухсот проживешь. Ну и что?

Омар Хайям

Цель – это конечный результат, итог деятельности, ради чего совершаются действия. Целей, которые хотелось бы достичь может быть много. Но существует одна главная цель, так сказать стратегическая, ради которой осуществляется достижение других тактических целей. Это цель достижение высшего блага, или счастья.

На протяжении всей своей истории человечество пытается преодолеть антиномию, найти выход из тупика, «страны, откуда ни один не возвращался» (Гамлет), под названием смерть. Смерть перечёркивает, обессмысливает, упраздняет любые чаяния и надежды человека. Какие бы цели не ставили перед собой люди, как бы успешно они их не достигали, смерть всё обесценивает. Как трагически печально звучит голос Соломона, мудрейшего жителя планеты, не раз размышлявшего над бренностью бытия: «Суета сует, всё суета….» (Еккл. 1:2). Однако вывод из своих размышлений он делает однозначный: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12:13).

Совершенно очевидно, что с момента возникновения истории, человек наделённый даром слова, каждый предмет или явление обозначал тем наименованием, которое отражало суть этого предмета или явления. Слово имело единичное истинное значение. Причём древние племена, контактируя друг с другом, заимствовали из языка соседей слова и понятия. Со временем истинный смысл того или иного слова утрачивался и оно (слово) начинало приобретать разные оттенки, становиться многозначным и неопределённым. Иногда открыть подлинный смысл слова нам помогают более древние языки. Так наше воинское звание майор – это латинское maiori (старший). Территория – terra (земля), отсюда же террор – ужас. Ну и так далее. Есть в латинском языке похожее по произношению на наше слово «цель», слово <caeli> (небо). Pater noster, Qui es in caelis…. [Отче наш иже еси на небесех…] Это начало молитвы Господней. Произносится она так: [патэр ностэр, кви эс ин цэлис….] У нас имеются все основания предполагать, что в первоначальном варианте цель в жизни человека, (а значит и смысл жизни вообще) была одна, главная и единственная – это небо. Ни terra – земля – внушавшая ужас, а небо, с которым ассоциировались свет, лёгкость, свобода, чистота, правда, святость, Бог. Нашему предку Адаму, помнившему райское блаженство, очень хотелось вернуться в прежнее состояние. Земля, где приходилось со скорбью бороться за своё существование (Быт.3:17) ничуть не привлекала его. Ему было с чем сравнивать. Эту-то генетическую память о блаженном пребывании с Богом, тоску по потерянному раю и содержит, и переживает в себе каждый человек. Именно к обретению этого состояния целостности (отсюда цель), воссоединению с Источником блаженства – Богом, мы неосознанно стремимся всю жизнь. Но часто, очень часто мы выбираем неверную дорогу. Мы ошибаемся, промахиваемся, принимая медь за золото и стекло за изумруды. Интересно отметить, что «грех» – это перевод греческого слова αμάρτημα (αμαρτία), означающим «промах, погрешность». Иными словами, совершая поступок, подпадающий под определение «грех», человек промахивается, не попадает в цель. Зато, когда мы идём верной дорогой, приближаясь к главной цели, становимся блаженными, обретаем счастье…

Клирик кафедрального собора Воскресения Христова иерей Борис Самсонов

Продолжение следует

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2