Лента последних материалов

Иерей Борис Самсонов. Ещё раз о курении

Ещё раз о курении

Счастье.

В чем счастье? В жизненном пути

Куда твой долг велит — идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и — верить.

Майков А.Н.

Все люди стремятся к счастью или к благу. Для счастья им нужны: здоровье, еда, одежда, дом, машина, друзья, интересная работа, семья, дети, уважение окружающих, любовь. Основную часть из этих потребностей можно удовлетворить с помощью денег. На деньги можно купить и еду, и одежду, и дом, и машину. Наличие всего этого может даже вызвать к вам уважение окружающих. У вас могут появиться знакомые, которых вы будете считать друзьями. У вас может быть семья и дети. Может быть интересная работа. Но всё равно чего-то не хватает. Чего же? Любви. Если ради того, что бы добыть деньги, на которые вы намеревались приобрести необходимые атрибуты счастья, вы кого-то обманули, обидели, опозорили, оклеветали, уничтожили, не видать вам счастья как своих ушей. Если в вашем доме между домочадцами не будет мира и согласия (любви), совместное проживание превратится в ад. Если, собираясь на интересную работу, вы с неприязнью будете вспоминать о том, что вам предстоит увидеться с сослуживцами, то в скором времени удовлетворять вас эта работа перестанет. О том, сколь обманчиво уважение окружающих и говорить не стоит. Во всех вышеперечисленных ситуациях, вы можете быть какое-то время будете довольны, радостны, веселы, беззаботны, но счастливы никогда. «В чём же заблуждаются все люди, когда желают счастливой жизни? В том, что принимают средства к ней за неё самое и чем больше к ней стремятся, тем дальше от неё оказываются» (Сенека). Потому что счастье – это деятельность души в полноте добродетелей (Аристотель). Или – острое переживание полноты бытия. А деятельная полнота добродетелей проявляется как любовь.

Любовь.

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь - не вздохи на скамейке,

И не прогулки при луне.

Щипачев Степан

Каждый человек, перешагнувший 40-летний рубеж своей жизни (а некоторым, хорошо воспитанным людям это известно с детства) знает наверняка, что известные отношения между мужчиной и женщиной, можно назвать «любовью» только в том случае, когда они являются следствием духовной близости людей, твёрдо решивших не расставаться друг с другом до конца своих дней. Подтвердивших эту решимость соответствующими действиями юридического характера (законный брак), и желающих иметь и воспитывать, рождающихся в этом браке детей (Быт.1:28). Только при таких условиях, искреннего, горячего желания быть всегда, навеки неразлучным с любимым человеком, желания отдать ему, самое дорогое, чем ты располагаешь – жизнь, всего себя, что бы он был счастлив, освящаются последующие действия. О других мотивах, ведущих к интимной близости, не хочется даже говорить. Их можно охарактеризовать одним словом – разврат.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Так Иисус Христос определил высшую степень проявления любви. Быть готовым умереть за друзей. Почему за друзей? Ни за жену, ни за детей, ни за родителей, ни за Родину. За друзей.

Друг.

Друга не надо просить ни о чем, с ним не страшна беда.

Друг - это третье мое плечо, будет со мной всегда.

Лев Куклин

Ни совместная деятельность, ни кровное родство не делают людей друзьями. Друзьями становятся люди близкие по духу. А духовное состояние уже определяет интересы и увлечения, на бескорыстной основе которых люди контактируют. Дружба предполагает общение. Общение начинается с проявления интереса к объекту дружественных ощущений. Интерес этот может выражаться как в вербальных (доброе слово), так и не вербальных (приветливый взгляд, улыбка) сигналах. Но в любом случае инициативу первым проявляет более дружелюбный человек, можно сказать, более предрасположенный к любви. Мы сами себе не можем дать отчёт в том, почему нам приятно бывать в обществе этого человека, почему он нам симпатичен, почему нас к нему тянет, за что мы его любим. Вот это непонятное, но реально ощутимое расположение к кому бы то ни было, и будем считать духовной близостью. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Универсальная формула!

Когда мы жертвуем собой ради родных по плоти – это естественное состояние. И маленькая кошка бросается на пса, защищая своё потомство. В случае военных действий, мы идём защищать Родину. Но и животные охраняют ареолы своего обитания. А вот когда мы отдаём свою жизнь за друзей, с которыми нас ничего, кроме духовной близости не связывает, вот тогда мы проявляем свою наивысшую человечность. Мы становимся личностью.

Личность.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица,-

Но часто вырывается на волю

Второе Я в обличье подлеца.

В.Высоцкий

Из всех возможных определений личности, остановимся на одном, принадлежащем известному богослову, философу В.Н.Лосскому: «… личность есть несводимость человека к природе. Именно несводимость, а не “нечто несводимое” или “нечто такое, что заставляет человека быть к своей природе несводимым”, потому что не может быть здесь речи о чем-то отличном, об “иной природе”, но только о ком-то, кто отличен от собственной своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, природу превосходит, кто этим превосходством дает существование ей как природе человеческой и тем не менее не существует сам по себе, вне своей природы, которую он “воипостасирует” и над которой непрестанно восходит, ее “восхищает (extasie)».

Иными словами личность в человеке это то, что довлеет над природой, но в то же время посредством природы выражается. Природа человека проявляется в инстинктах, характере и поведении. Все эти свойства, присущи животным. Таким образом, природа – это то, что делает нас причастными ко всем земным тварям, задача которых – выжить. А личность проявляется в момент отказа человека от своей природной заданности. Инструментом личности является воля. Именно с помощью воли, я могу заставить себя преодолеть страх смерти, изменить свойства характера, повлиять на поведение. Главное, основополагающее свойство личности – это свобода. Эта свобода относительна, она ограничена нашей природой, временем и пространством.

Но эти ограничения не распространяются на наше самоопределение по отношению к добру и злу. Через свойства нашей личности становятся видны свойства Другой Личности – Всеблагой и Совершенной обладающей абсолютной свободой. На языке философии такая Личность называется Бог. Следовательно, мы должны констатировать истинность библейского утверждения о человеке, как образе и подобие Божества (Быт.1:26). Образ выражается свободой. Поскольку Бог есть Дух (Ин.4:24), а Дух дышит, где хочет (Ин.3:8) А Подобие проявляется в любви, так как Бог есть Любовь (Ин. 3:16; 1Ин. 4: 8).

Таким образом, во власти личности направлять вектор своего духовного развития или к добру, стремясь к, воссоединению с Богом, или к злу, удаляясь от Него (см. «Цель»). Приближаясь к Богу, личность становится Богоподобной (духовной, блаженной, счастливой). Не приближаясь к Нему, личность не приобретает подобие, оставаясь просто несчастным плотским человеком – тепло-хладным обывателем (Откр.3:16). Как вариант личность может удаляться от Него, приобретая отрицательные свойства характера – пороки, культивировать в себе страсти – демонизм, занимать открыто враждебную богоборческую позицию – сатанизм. Иными словами, личность – это духовная, составляющая человеческого естества, в максимальном проявлении раскрывающая себя, как любовь либо к Богу, либо к себе. Третьего не дано. Потому что частные случаи проявления «как бы любви» к третьим лицам без соотнесения своих действий с принципами Высшей Справедливости – заповедями Божьими, будут всегда носить: либо ярко выраженный, либо завуалированный эгоистический характер – любви к себе…

Продолжение следует…

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2