Лента последних материалов

Доклад игумена Диодора (Соловьева)

 

Вклад монастырей в патриотическое воспитание молодежи

Патриотизм – это любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням; готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.

Пословам святителя Филарета Московского: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин», асвятой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Согласноосновам социальной концепции Русской Православной Церкви:

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.

Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

Патриотизм делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, основная задача патриотов: «Созидание собственной страны».

И монастыри, на протяжении всей истории нашего Отечества, прикладывали все усилия для созидания нашей страны и защиты ее от неприятелей и врагов. Сразу же на ум приходит Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, а так же выдающиеся святые: преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Александр Невский.

Небесные покровители воинства российского на протяжении всех веков непрестанной борьбы нашего народа за свободу и независимость зримо и незримо были с теми, кто в трудную для Отечества минуту поднимался на бой с врагом. Одним из таких небесных покровителей был и есть преподобный Сергий Радонежский. Жизнь этого человека для нас является прекрасным образцом гражданственности и патриотизма.

Для христианина служение Богу аналогично служению людям. Посвятив жизнь свою служению Богу, преподобный Сергий посвятил ее и служению своему народу.

Чаще всего в качестве примера патриотизма преподобного Сергия описывается его благословение великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Этот эпизод жизни преподобного описан в одном из «Житий святых» святого Дмитрия Ростовского: «В сие время Божиим попущением за грехи людские один из ханов татарских, нечестивый Мамай, поднялся на Русь со всеми своими несметными полчищами. Гордый хан хотел даже уничтожить веру православную; в своем высокомерии он говорил вельможам: Возьму Русскую землю, разорю христианские церкви и перебью всех князей русских». Дмитрий Донской перед походом отправился в монастырь Животворящей Троицы, чтобы поклониться Господу и испросить благословения на предстоящий поход у преподобного Сергия. Тот ободрил князя и сказал ему: «Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных». После чего подвижник отслужил Божественную литургию и пригласил князя Дмитрия отобедать с ним. Во время обеда он сказал: «Обед сей, великий князь, будет тебе на пользу. Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венцы победы, но многим – без числа многим сподвижниками твоим готовы венцы страдальцев». После же трапезы, окропив святой водою великого князя и бывших с ним, он сказал еще: «Врага ожидает конечная гибель, а тебя милость, помощь и слава от Бога. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу… Иди, господине, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В поход на врага старец благословил иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру бывших опытными ратниками. Благословляя этих воинов, он возложил на них схиму с изображением креста Христова: «Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!». В послании, переданном войску накануне Куликовской битвы, Сергий писал: «Без всякого сомнения, господин, пойди против свирепости их, никак не ужасаясь, всяко поможет тебе Бог».

Преподобный Сергий донес до князя простую мысль: христианский государь обязан защищать от врагов и безбожников христиан, вверенных ему самим Богом. Он перед Богом отвечает, а не перед людьми. И воины должны сражаться потому, что должны повиноваться властям в том, что не противоречит воле Божией, и должны защищать церковь и народ, как носитель истинной веры. Для преподобного Сергия дороги были реальные человеческие жизни. Он считал, что лучше воздать честь, лучше заплатить золотом, лучше лишний раз поклониться, чем жертвовать человеческими жизнями. Для него человек был дороже мира, но православная вера дороже, чем жизнь. Ведь тот, кто отвергает себя от веры, погибает навсегда.

Мы знаем, что благословленные преподобным Пересвет и Ослябя пали на поле Куликовым, но их пример жертвы во имя Божие и за други своя вдохновила тысячи русских воинов на ратный подвиг. В «Житии» говорится, что все время, пока продолжалась Куликовская битва, Сергий усердно молился. Внутренним взором он видел то, что происходило на поле боя, называл по именам павших русских воинов и за каждого возносил молитву.

После этого слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Так же ему удалось отговорить рязанского князя Олега от войны с Москвой и тем самым предотвратить новую усобицу. В другой раз он примирил рассорившихся между собой нижегородских князей.

Пятьдесят лет провел Сергий в иночестве и благочестивых трудах. Когда святой пришел в глубокую старость и почувствовал, что скоро отойдет ко Господу, он призвал к себе монахов Троице-Сергиевой Лавры и завещал им непрестанно пребывать в Православии, хранить дружеское единомыслие и чистоту душевную, быть смиренными и милосердными, не стремиться к земной славе, а лишь к Царствию Небесному.

Так же ярким примером патриотизма является св.блгв.кн.Александр Невский, защищавший наше Отечество. Одноименная лавра, в которой почивают мощи святого, играла огромную роль в патриотическом воспитании, даже в годы лихолетия в прошлом веке.

С началом Великой Отечественной войны комплекс зданий Лавры сразу стал использоваться для военных целей. Первоначально в конце лета – осенью 1941 г. на территории монастыря был устроен укрепленный район с 9 опорными боевыми точками. В Федоровском корпусе вблизи Троицкого собора разместилось бомбоубежище, а большая часть самого собора оказалась занята под воинский склад, причем одно время в нем хранили и боеприпасы.

В конце 1941 г. в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь № 1. Сюда в обязательном порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в какое-либо другое лечебное учреждение. Присутствие на территории Лавры большого количества военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города.

Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям играло чрезвычайно важную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность или история захоронений знаменитых русских полководцев – А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова, а в честь почивающего в лавре св.кн.Александра Невского, был учрежден орден по личному указанию Сталина (29 июля 1942 г.).

Очень уместен для патриотического контекста образ св.прав.Феодора Ушакова. Это наш великий непобедимый адмирал. Св.Федор Ушаков для нас особенно дорог тем, что он явственно показал еще одну победу: над самим собой, над своими недостатками, трудностями, преодолевая их с терпением и смирением, человеколюбиво, и эта победа особенно ценна. Именно поэтому он и канонизирован, а не в благодарность за воинские заслуги.

Канонизация Феодора Ушакова дала нам возможность явственно ощутить, кем он был как человек: наполненный светом, духовностью, радостью, надеждой. Вот почему он был великим победителем и в воинском деле – потому что он победил себя, свое эго, свои недостатки. Мы уже в полной мере можем черпать из этого источника все полезное и замечательное.

Напротив Никольского морского собора в Кронштадте ему поставлен памятник в полный рост, в Саранске построен огромный прекрасный собор в его честь, прекрасно восстановлено место его упокоения – Санаксарская обитель.

О вкладе монастырей в патриотическое воспитание молодежи можно говорить и на примере нашей Мордовской митрополии.

При Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре города Саранска, духовном центре митрополии и архитектурно-ландшафтной жемчужине Республики Мордовия уже который год действует православный летний спортивно-оздоровительный лагерь «Солнечная Мордовия». Здесь по благословлению Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, главы Мордовской митрополии, ведется интенсивная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, играющее немаловажную роль в формировании христианской личности в молодых людях.

Большая работа в этом направлении ведется и в Краснослободской епархии.

Так, в течении последних нескольких лет сотрудниками духовно-просветительского центра при Покровском мужском монастыре с. Дракино Торбеевского района Республики Мордовия при поддержке отдела религиозного образования и кахетизации Краснослободской и Темниковской епархии проводятся летние православные тематические лагеря.

Палаточный лагерь традиционно проводится в несколько смен по 5 дней в живописном месте на берегу озера. Режим летнего лагеря предусматривает утренний подъем, зарядку, молитвы, купание в источнике, лекции о истории России, спортивные игры, военно-патриотические игры «Горлица». С огромным желанием участники соревнуются в стрельбе из арбалета, пневматической винтовки, лука, физической подготовке, спортивным играм, ночной разведке и многом другом, что готовится творческим коллективом педагогов. Ну, а завершается насыщенный день традиционно песнями под гитару у костра, интересными рассказами из истории нашей родины и, конечно же, совместной вечерней молитвой.

Каждый год лагерь посвящается какой-либо памятной дате в истории России. В 2010 г. лагерь был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в 2011 г. – куликовской битве и окончанию монголо-татарского ига на Руси, в 2012 году – 400-летию окончания смутного времени на Руси, в 2013 году – 1025-летию Крещения Руси, в 2014 году – славным страницам «Святой Руси», в 2015 году – богатырской тематике.

За эти несколько лет появился положительный опыт организации и проведения палаточных лагерей.

В 2012г. педагогический коллектив духовно-просветительского центра решил в новой игровой форме рассказать детям о печальном периоде смутного времени. Для этого был снят фильм о смуте, все роли в котором играли сами участники. Каждый из них играл какую-либо роль, будь то известные деятели той эпохи князь Пожарский, Козьма Минин, патриарх Гермоген, либо простые воины русского ополчения и монахи Троице-Сергиевой Лавры. Добавило реалистичности фильму выступление военно-исторического клуба «Владычный полк» из г. Саранска в костюмах и оружии того времени.

Таким образом, воспитывается у подрастающего поколения здоровое чувство патриотизма, крайне необходимое в современном обществе.

С 2002 года при Свято-Варсонофиевском женском монастыре села Покровские Селищи Зубово-Полянского района до совершеннолетия под опекой проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети-инвалиды.

По мнению насельниц  монастыря,  одной из важнейших сторон христианского воспитания личности является патриотическое воспитание. Сестры ставят перед собой  задачу воспитать у опекаемых активную гражданскую, жизненную позицию, научить их беречь духовные и культурные ценности своего народа, помочь им узнать и полюбить свою родину.

Среди воспитанниц  монастыря  финалист VII Всероссийского  конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению 2014 года,  победитель историко-патриотического конкурса, посвященного памяти святого праведного воина  Феодора Ушакова, « Наш святой»  2015  года в номинации стихотворение, победители  историко-патриотического конкурса документальных  фильмов «Мой храм - 2015».

В 2012-13 году Свято-Варсонофиевский монастырь стал победителем конкурса «Православная инициатива» с   информационно-просветительским проектом «сщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий – наш святой покровитель».

Благодаря его реализации были созданы условия для изучения и популяризации среди молодежи Зубово-Полянского района духовно-исторического наследия родного края, для самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся в области регионального краеведения.  Сотни учащихся образовательных учреждений района смогли познакомиться с биографией святого, принять участие в краеведческом конкурсе «Открывая прошлое – сохраним будущее».

При активном участии молодежи были  подготовлены информационные материалы, посвященные жизни и деятельности сщмч. Владимира.  Среди образовательных, социальных и культурных учреждений  района было  распространено 1000  брошюр  «Радуюсь в страданиях моих…» и 500 дисков с фильмом «Животворящая святыня», рассказывающих  о жизни сщмч. Владимира и истории создания им храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Новые Выселки.

В 2015 году монастырь явился организатором финала районного конкурса детского кинотворчества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Более 20 школ района приняли участие в нем, собрав уникальный видеоматериал, рассказывающий о жителях Зубово-Полянского района - участниках Великой Отечественной войны.

Ежегодно Свято-Варсонофиевский монастырь проводит Пасхальный фестиваль, собирающий сотни учащихся района, на котором в исполнении детей и молодежи звучат песни и стихи, посвященные любви к родине, исполняются фольклорные   песни и танцы.

Ежегодно монастырь принимает детские и молодежные паломнические группы, проводит экскурсии для учащихся образовательных и социальных учреждений, воскресных школ, являясь не только религиозным, но и культурным центром района.

Большую работу в деле патриотического воспитания молодежи ведет и Санаксарский монастырь, который тесно сотрудничает с большим количеством военных учебных заведений в РФ.

Традиционно после дачи клятвы «кадета Ушаковца», юные кадеты-новобранцы МОУ «Лицей Ельниковского муниципального района» посещают Санаксарский монастырь, где служится молебен у мощей св.прав.Феодора Ушакова.

И эта онтологическая и сотериологическая миссия наших монастырей в деле патриотического воспитания молодежи будет продолжаться и впредь молитвами и предстательством наших прославленных святых.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2