Лента последних материалов

Обращение Владыки Святость

 

Обращение Владыки

Святость

Каждый месяц в «Календаре церковных дат и праздников», мы находим множество событий, связанных с жизнью тех или иных, реально существовавших на земле людей, чьи имена навеки запечатлены в сознании христиан всех времён и народов, как имена людей, стремившихся и сумевших реализовать в своей жизни Божественный призыв, некогда обращённый к представителям одного народа: «Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45), а в дальнейшем и ко всем другим народам, представители которых уверовали во Христа, как в Бога: «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). Всех этих людей, кого мы сейчас называем: пророками, святителями, мучениками, преподобными, бессеребренниками, праведниками объединяет одно свойство – они святые. С вопросом о том, как это возможно, будучи человеком, стать святым, а по сути ­– богом, мы обратились к Его преосвященству епископу Краснослободскому и Темниковскому Клименту.

– Владыка здравствуйте.

– Добрый день.

– Владыка, так как же так, люди, со всеми их недостатками, со всей своей животностью, со всем своим несовершенством и непостоянством, о котором мы можем судить на основании собственного опыта, и вдруг «святые», в чём тут дело?

– Ну, давайте начнём с того, что Бог не может призывать к тому, что заведомо для человека невыполнимо. В противном случае, призыв к «святости» звучал бы как издевательство, учитывая все те особенности человеческой природы, о которых было упомянуто. Действительно, порой всматриваясь в самого себя и ужасаясь своему окаянству, понимаешь, что ни о какой святости не может быть и речи.

Но с другой стороны, давайте повнимательнее рассмотрим сам термин «святость». Святость(греч. «áгиос», «иеро́с», лат. sanctus, евр. «кодеш» священный предмет). Еврейское слово, употребляемое в Ветхом Завете, происходит от корня, обозначающего, вероятно, «отрезать, отделить», то есть содержит идею отделения от мирского. Поэтому Бог, безусловно, Свят. Но Святость Бога Ветхого Завета свидетельствовала не только об Его абсолютном отличии от окружающего видимого мира, но и заключала в себе все богатства, которыми Он обладает, всю жизнь, всё могущество и благость. Она больше, чем один из атрибутов Божиих. Она – отличительная черта Бога. От того Имя Его свято (Пс. 32:21; Ам. 2:7; Исх. 3:14).

И в этом смысле, человек Ветхого Завета никогда не мог достичь такой степени святости, ибо «человек не может увидеть Бога и остаться в живых» (Ис.6:1-5; Исх.33:18-23). Поэтому призыв Бога к Его избранному, выделенному из среды других, народу к святости, заключался в том, чтобы Израиль своим поведением и отношением к миру отличался от других народов, утратившим истинное представление о Божестве. Именно для этого между Израилем и Богом заключается завет, который предполагает постоянное присутствие Божества в его среде (Быт.17:7; Исх.19:5). Одной из важных форм отличий состояло в отправлении культа, посредством правильного исполнения которого, святость Божия передавалась и представителям израильского народа (Лев. 9:6-23; 1 Цар. 2:17; 11:15;).

Однако присутствие Божие требует от народа не только правильного исполнения обряда, но и нравственной чистоты (Лев. 22:32). Израиль, например, не должен предаваться порокам хананейских племён, ему следует отказываться от браков с чужестранцами и «предавать заклятию» всё, что может осквернить его (Втор. 7:1-6). И, тем не менее, мы не встречаем ни одного представителя израильского народа, о ком бы говорилось, что он святой. Так непреодолимо велика была пропасть между Богом и людьми.

Но это отнюдь не означает, что все усилия праведников Ветхого Завета к достижению святости потерпели фиаско. Ситуация кардинально меняется после Боговоплощения, крестных страданий, смерти, и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Святость Иисуса Христа тесно связана с Его Богосыновством и с присутствием Духа Божия в Нём. Он зачат от Духа Святого и, следовательно, будет свят и «наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35; Мф. 1:18). При крещении Иоанном «Сын Возлюбленный» получает помазание от Духа Святого (Деян. 10:38; Лк. 3:22). Он изгоняет нечистых духов, и они провозглашают Его «Святым Божиим» или «Сыном Божиим» (Мк. 1:24; 3:11); эти два выражения отныне равнозначны (Ин. 6:69; Мф. 16:16). Христос, исполненный Духа Святого (Лк. 4:1), проявляет Себя Своими деяниями. Чудеса и поучения были не столько знамениями силы, вызывающими поклонение, сколько знамениями святости. Перед лицом Христа люди чувствуют свою греховность, как перед Богом (Лк. 5:8; Ис. 6:5).

Святой Сын Божий (Деян. 4:27, 30), претерпевший смерть, хотя Сам Он – Податель жизни, Христос – «Святой и Праведный» в абсолютном смысле слова (Деян. 3:14); «по сему и Бог превознес Его» (Флп. 2:9). Воскресший «по духу святыни» (Рим. 1:4), Он не от мира сего (Ин. 17:11). С того времени, воссев одесную Бога (Мк. 16:19), Он может как Бог именоваться Святым (Откр. 3:7; 6:10). Следовательно, святость Христа тождественна святости Бога Отца (Ин. 17:11), та же духовная сила, те же чудесные проявления, та же таинственная глубина. Христос так любит Своих, что даже приобщает их к Своей славе, полученной от Отца, жертвует Собой для них. Он проявляет таким образом Свою святость: «За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною» (Ин. 17:19).

 В отличие от жертвоприношений и культа Ветхого Завета, которые очищали иудеев только внешне (Евр. 9:11-14; 10:11), Жертва Христа освящает верующих истиною (Ин. 17:19), сообщая им подлинную святость. В самом деле, христиане приобщаются жизни воскресшего Христа через веру и Крещение, дающие им «помазание от Святого» (1 Кор. 1:30: Еф. 5:26; 1Ин. 2:20). Оттого они «освящены во Христе» (1 Кор. 1:2; Флп. 1:1) через присутствие в них Духа Святого (1 Кор. 3:16; Еф. 2:22); они действительно «крещены Духом Святым», как возвестил Иоанн Креститель (Лк. 3:16; Деян. 1:5; 11:16).  Следовательно, главная действенная сила освящения христианина – Дух Святой. Его пришествие связано с Крещением и с верой во Христа, умершего и воскресшего (Деян. 2:38; 10:47; 19:1-7). Его присутствие постоянно, и вот почему апостол Павел говорит, что искупленные являют собой «Храм Духа Святого», «Храм Божий» (1 Кор. 6:11, 19), у них подлинное общение с Богом (2 Кор. 13:13). И так как «все водимые Духом Святым суть сыны Божии» (Рим. 8:14-17), то христиане не только пророки, временно подвластные действию Святого Духа (Лк. 1:15; 7, 28), но и дети Божии, всегда имеющие в себе источник святости Божией.

Таким образом, слово «святой» в своём абсолютном смысле употреблялось в Ветхом Завете только в виде исключения, оно сохранялось для наименования избранников эсхатологических времен. В Новом Завете оно обозначает христиан.

А потому, дорогие братья и сёстры, нас не должно удивлять, что такие же как мы люди, столь несовершенные в своём человеческом естестве, вдруг, признаются святыми. Очевидно, что это не просто утверждение, что их жизнь была не похожа на нашу. Это не просто желание увековечить их память, как образец для подражания. Это не просто стремление реабилитировать их имена в глазах всех тех, кто смеялся над их идеалами. Это констатация факта, что принятое ими некогда святое Крещение, соответствовало их вере в Того, ради Кого они это крещение принимали. И эта вера, явилась Вифлеемской путеводной звездой всей их последующей жизни, наполняя её смыслом, давая им силы претерпевать все беды, скорби и превратности судьбы (Евр.11:1-40). Это констатация факта, что Тот Самый Бог, Который: «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр.1:1), Духом Христовым освятил их сердца и души, отделяя их от «рода неверного и развращенного» (Лук.9:41; Мф.17:17), «делая их родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). И они устояли в своём призвании, до самой смерти, сохраняя верность своему Идеалу. Не променяли своё «первородство» спасающей веры на «чечевичную похлёбку» земных благ (Быт.25:34). А потому, как их Господь Иисус Христос, возлюбивший правду и возненавидевший беззаконие, веру в Которого они пронесли через всю свою жизнь, был помазан Богом елеем радости (Евр.1:9), но вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест и посрамление, а в итоге воссел одесную престола Божия (Евр.12:2), так и святые люди, неукоснительно следуя по стопам Своего Божественного Учителя, если и не дополучили радости при земной жизни, то у престола Божия, где они оказались по закону духовного с Ним тождества (1Пет.1:11; Рим.8:9; Фил.1:27), получили более того, на что мог вообще рассчитывать человек (1Кор.2:9). А потому «христианин» и «святой» – это идентичные понятия. И нас не должно удивлять, что среди христиан есть святые, а должно удивлять и огорчать, что не все окончившие свою земную жизнь христиане таковыми являются.

– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

– Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2